Рецензия на фильм

Кризис подросткового возраста
Альфонсо Куарона пригласили в проект потому, что по его работам было прекрасно видно — этот человек обладает нестандартным режиссерским мышлением. К моменту съемок второй части продюсерам поттерианы было уже ясно — если каждый последующий фильм этой серии будет сниматься в одинаковом стиле, то зрителю станет скучно, а доходы киностудии упадут.
Крис Коламбус хорошо умеет снимать детское и семейное кино, но его фильмы совершенно чужды подросткам. Возникла необходимость в режиссере, который мог бы удовлетворить художественный вкус подростков и внес бы в мир Роулинг столь необходимую “свежую струю”.
Таким человеком стал Альфонсо Куарон. Его назначение в этот проект шокировало многих, но на самом деле оно было продумано очень тщательно. Куарон — нетривиальный режиссер, одинаково хорошо умеющий делать как высокобюджетные фильмы со звездами (“Большие надежды”, 1998), так и артхаусное авторское кино (“И твою маму тоже”, 2003). В своем творчестве он часто обращался к теме взросления молодых людей. И, наконец, Куарон снял успешное семейное кино “Маленькая принцесса” (1995).
Ситуация с ранним взрослением актеров (в книге прошел всего год, а в реальной жизни — полтора, да и взрослеют современные дети куда быстрее, чем хочется считать консервативной Роулинг), вопреки опасениям множества поклонников, еще более сыграла продюсерам на руку. Ведь у звезд старшего возраста количество фанатов ощутимо возрастает (мужская часть аудитории обратила внимание на то, что у Гермионы появились… гхм… новые формы) — а значит, растет “повторный просмотр”, на который юные воздыхательницы придут, чтобы еще раз увидеть лицо своего кумира.

Встречают по одежке…
Бренд “Гарри Поттер” подкупает нас той внутренней свободой, которую он предоставляет каждому. Шагнув с многолюдного вокзала в волшебный мир, читатель и зритель попадает в пространство почти неограниченных возможностей — у Роулинг действительно смелая фантазия, и с каждым новым томом ее волшебный мир обрастает увлекательными подробностями, становится все более интересным и глубоким.
Показ подробностей — одна из основных задач любого режиссера. У Куарона это получилось заметно лучше, чем у Коламбуса. Забавные и удивительные мелочи настолько тесно переплетаются с повествованием, что постепенно начинаешь принимать их как должное. В качестве примера можно вспомнить картины, развешанные по стенам Хогвартса. Таинственный и манящий мир, лежащий в каждой из них, производит очень яркое впечатление. А ведь все они объединены в единое пространство, где так и хочется затеряться. Иногда, впрочем, Куарон бывает даже излишне дотошен — он явно неравнодушен к разного рода вещам, эффектно закрывающимся при помощи магии (окна, сундуки, шкафы, дверь в главном зале Хогвартса). Таким образом, в каждой сюжетной линии, в каждой сцене фильма присутствуют тщательно продуманные детали, погружающие нас именно в волшебный мир, который является отличительной особенностью саги о Поттере.
Почти все зрители отметили, что в третьей части Хогвартс как будто бы преобразился. Нет, его внутреннее убранство не изменилось, остался прежним план этажей и комнат… Но нам показали доселе неизведанные окрестности школы Магии, мы заглянули в новые комнаты и классы замка.
Как говорится, “о, сколько нам открытия чудных!”. И в самом деле — что ни комната, то маленький подарок. У каждой учебной аудитории, кабинета и локации за пределами замка свое убранство, свой стиль и атмосфера.
Готические и барочные интерьеры, ночные панорамы замка и окружающей его природы, и даже мрачные, затасканные развалюхи (“Дырявый котел”, деревня Хогсмид, Воющая хижина) — все это придало сказке мрачный, колоритный и очень детальный реализм.
Куарон добавил в фильм немного циничных приколов в духе Бенни Хилла: Дамблдор машинально похлопывает Ронни по загипсованной ноге, а садистская ива методично изничтожает всю пернатую живность в округе. Повторяющиеся реплики по поводу внезапных появлений Гермионы (“Откуда она взялась?”) очень быстро надоедают, но, тем не менее, выглядят комично.

Куарон и его команда
“Узник Азкабана” — совершенно несамостоятельное кино. Это очередной фильм долгой эпопеи, а потому его содержательная часть дает режиссеру гораздо меньше свободы, по сравнению с изобразительной. Впрочем, даже в таких узких рамках Куарон справился недурно.
Поднаторевший в “подростковых вопросах”, режиссер лично готовил актеров к их ролям. Например, он заставил Рэдклиффа и Гринта посмотреть культовую молодежную драму французского режиссера Трюффо “400 ударов”. Однажды Куарон попросил юных актеров написать эссе о том, как каждый из них понимает и объясняет изменения, происходящие с его персонажем. В результате герои фильма стали не просто следовать сценарию, но и вести себя на редкость логично. Внутренняя содержательность их отношений является хорошей средой для достоверной актерской игры.
Однако как ни крути, взрослые актеры сыграли убедительнее детей. Северус Снейп (Алан Рикман) присутствовал на экране не очень часто, но аккуратно придерживался своего амплуа, (ему еще предстоит сыграть более внушительную и драматическую роль в 5 части поттерианы). Профессор Трелони (очень известная британская актриса Эмма Томпсон) смогла использовать свою короткую роль для создания яркого, запоминающегося образа чудаковатой прорицательницы. Майкл Гэмбон — новый Дамблдор — отличается от умершего Ричарда Харриса разве что бородой (у прежнего Дамблдора она росла, как ей заблагорассудится, а у этого — перевязана посередине какой-то веревочкой).
Очень хорошо подобран на роль и профессор Люпин (Руперт Гринт). Поначалу он слегка не сочетался с образом из книги, однако в каждой сцене проявлялись новые — краткие, скупые, но выразительные черты его облика, что в итоге сделало персонаж даже более достоверным, чем его книжный прототип.
Гарри Олдмэн в своей роли был просто идеален. Лично я представлял себе Сириуса куда более “героичным” и пугающим. Но не попасть под воздействие харизмы Олдмана было невозможно. Таинственный безумец витает в туманном сюжете фильма, и когда он появляется, оказываясь на проверку совершенно нормальным человеком, натерпевшимся ударов от жизни, книжный образ Блэка окончательно меркнет, уступая место экранному.

Провожают по уму…
Разумеется, “Узник Азкабана”, как художественное произведение, явно вторичен. Достаточно вспомнить происхождение образов, описанных в книге Роулинг — почти все они выросли из той же европейской мифологии, что и “Властелин Колец”, и “Дракула”, и даже какой-нибудь “Ван Хельсинг”.
Основные проблемы фильма, как и ожидалось, лежат в области соответствия его сценария оригиналу. Главной целью экранизации является создание художественного, а не документального кино. Извечный вопрос “что резать, чтобы ничего не вырезать” был решен Куароном в целом успешно. Но, тем не менее, ярые поклонники “Гарри Поттера” вполне могут уйти с просмотра недовольными.
Важная сюжетная линия с картой мародеров была показана крайне поверхностно. Зритель, не читавший книгу, не сможет понять — что это за вещь, и откуда она взялась? Он должен был знать, кто такие Хвост, Лунатик, Бродяга и Сохатый. Осознать, почему Снейп так ненавидит родителей Гарри и почему так относится к нему самому. В фильме на этот счет есть лишь легкие намеки.
К сожалению, главное в содержании третьей книги передано несколько поверхностно. Нам не рассказано, что же случилось 13 лет назад. Как именно получилось, что Хвост предал Поттеров и подставил Блэка. А ведь это важная часть той головоломки, которую зритель складывает от фильма к фильму — что же на самом деле произошло между родителями Гарри Поттера и Вольдемортом?
В целом, Куарону удалось заметно повысить планку поттерианы. Отныне это не просто волшебное сюсюканье, интересное только дошкольникам и преданным фанатам, и даже не совсем чтобы семейный фильм. “Узник Азкабана” — стильная, интересная и очень мрачная сказка, заманивающая в кинозал всех тех, кому до настоящего времени сага о юном волшебнике была совершенно чужда.
Побывав в мире магии, хочется удивленно покачать головой и сказать создателям “спасибо”. “Узник Азкабана” был одним из самых главных ожиданий этого лета, и он оправдал наши надежды. Теперь мы надеемся, что Майк Ньюэл, принявший эстафету, сможет снять “Гарри Поттер и Кубок огня”, как минимум, на том же уровне.

Опубликовать в Facebook.com Опубликовать в twitter.com