Рецензия на фильм

Кри­зис под­рост­ко­во­го воз­рас­та
Аль­фон­со Куа­ро­на при­гла­си­ли в про­ект пото­му, что по его рабо­там было пре­крас­но вид­но — этот чело­век обла­да­ет нестан­дарт­ным режис­сер­ским мыш­ле­ни­ем. К момен­ту съе­мок вто­рой части про­дю­се­рам пот­те­ри­а­ны было уже ясно — если каж­дый после­ду­ю­щий фильм этой серии будет сни­мать­ся в оди­на­ко­вом сти­ле, то зри­те­лю ста­нет скуч­но, а дохо­ды кино­сту­дии упа­дут.
Крис Колам­бус хоро­шо уме­ет сни­мать дет­ское и семей­ное кино, но его филь­мы совер­шен­но чуж­ды под­рост­кам. Воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в режис­се­ре, кото­рый мог бы удо­вле­тво­рить худо­же­ствен­ный вкус под­рост­ков и внес бы в мир Роулинг столь необ­хо­ди­мую “све­жую струю”.
Таким чело­ве­ком стал Аль­фон­со Куа­рон. Его назна­че­ние в этот про­ект шоки­ро­ва­ло мно­гих, но на самом деле оно было про­ду­ма­но очень тща­тель­но. Куа­рон — нетри­ви­аль­ный режис­сер, оди­на­ко­во хоро­шо уме­ю­щий делать как высо­ко­бюд­жет­ные филь­мы со звез­да­ми (“Боль­шие надеж­ды”, 1998), так и арт­ха­ус­ное автор­ское кино (“И твою маму тоже”, 2003). В сво­ем твор­че­стве он часто обра­щал­ся к теме взрос­ле­ния моло­дых людей. И, нако­нец, Куа­рон снял успеш­ное семей­ное кино “Малень­кая прин­цес­са” (1995).
Ситу­а­ция с ран­ним взрос­ле­ни­ем акте­ров (в кни­ге про­шел все­го год, а в реаль­ной жиз­ни — пол­то­ра, да и взрос­ле­ют совре­мен­ные дети куда быст­рее, чем хочет­ся счи­тать кон­сер­ва­тив­ной Роулинг), вопре­ки опа­се­ни­ям мно­же­ства поклон­ни­ков, еще более сыг­ра­ла про­дю­се­рам на руку. Ведь у звезд стар­ше­го воз­рас­та коли­че­ство фана­тов ощу­ти­мо воз­рас­та­ет (муж­ская часть ауди­то­рии обра­ти­ла вни­ма­ние на то, что у Гер­ми­о­ны появи­лись… гхм… новые фор­мы) — а зна­чит, рас­тет “повтор­ный про­смотр”, на кото­рый юные воз­ды­ха­тель­ни­цы при­дут, что­бы еще раз уви­деть лицо сво­е­го куми­ра.

Встре­ча­ют по одеж­ке…
Бренд “Гар­ри Пот­тер” под­ку­па­ет нас той внут­рен­ней сво­бо­дой, кото­рую он предо­став­ля­ет каж­до­му. Шаг­нув с мно­го­люд­но­го вок­за­ла в вол­шеб­ный мир, чита­тель и зри­тель попа­да­ет в про­стран­ство почти неогра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей — у Роулинг дей­стви­тель­но сме­лая фан­та­зия, и с каж­дым новым томом ее вол­шеб­ный мир обрас­та­ет увле­ка­тель­ны­ми подроб­но­стя­ми, ста­но­вит­ся все более инте­рес­ным и глу­бо­ким.
Показ подроб­но­стей — одна из основ­ных задач любо­го режис­се­ра. У Куа­ро­на это полу­чи­лось замет­но луч­ше, чем у Колам­бу­са. Забав­ные и уди­ви­тель­ные мело­чи настоль­ко тес­но пере­пле­та­ют­ся с повест­во­ва­ни­ем, что посте­пен­но начи­на­ешь при­ни­мать их как долж­ное. В каче­стве при­ме­ра мож­но вспом­нить кар­ти­ны, раз­ве­шан­ные по сте­нам Хогварт­са. Таин­ствен­ный и маня­щий мир, лежа­щий в каж­дой из них, про­из­во­дит очень яркое впе­чат­ле­ние. А ведь все они объ­еди­не­ны в еди­ное про­стран­ство, где так и хочет­ся зате­рять­ся. Ино­гда, впро­чем, Куа­рон быва­ет даже излишне дото­шен — он явно нерав­но­ду­шен к раз­но­го рода вещам, эффект­но закры­ва­ю­щим­ся при помо­щи магии (окна, сун­ду­ки, шка­фы, дверь в глав­ном зале Хогварт­са). Таким обра­зом, в каж­дой сюжет­ной линии, в каж­дой сцене филь­ма при­сут­ству­ют тща­тель­но про­ду­ман­ные дета­ли, погру­жа­ю­щие нас имен­но в вол­шеб­ный мир, кото­рый явля­ет­ся отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью саги о Пот­те­ре.
Почти все зри­те­ли отме­ти­ли, что в тре­тьей части Хогвартс как буд­то бы пре­об­ра­зил­ся. Нет, его внут­рен­нее убран­ство не изме­ни­лось, остал­ся преж­ним план эта­жей и ком­нат… Но нам пока­за­ли досе­ле неиз­ве­дан­ные окрест­но­сти шко­лы Магии, мы загля­ну­ли в новые ком­на­ты и клас­сы зам­ка.
Как гово­рит­ся, “о, сколь­ко нам откры­тия чуд­ных!”. И в самом деле — что ни ком­на­та, то малень­кий пода­рок. У каж­дой учеб­ной ауди­то­рии, каби­не­та и лока­ции за пре­де­ла­ми зам­ка свое убран­ство, свой стиль и атмо­сфе­ра.
Готи­че­ские и бароч­ные инте­рье­ры, ноч­ные пано­ра­мы зам­ка и окру­жа­ю­щей его при­ро­ды, и даже мрач­ные, затас­кан­ные раз­ва­лю­хи (“Дыря­вый котел”, дерев­ня Хог­смид, Вою­щая хижи­на) — все это при­да­ло сказ­ке мрач­ный, коло­рит­ный и очень деталь­ный реа­лизм.
Куа­рон доба­вил в фильм немно­го цинич­ных при­ко­лов в духе Бен­ни Хил­ла: Дам­бл­дор маши­наль­но похло­пы­ва­ет Рон­ни по загип­со­ван­ной ноге, а садист­ская ива мето­дич­но изни­что­жа­ет всю пер­на­тую жив­ность в окру­ге. Повто­ря­ю­щи­е­ся репли­ки по пово­ду вне­зап­ных появ­ле­ний Гер­ми­о­ны (“Отку­да она взя­лась?”) очень быст­ро надо­еда­ют, но, тем не менее, выгля­дят комич­но.

Куа­рон и его коман­да
“Узник Азка­ба­на” — совер­шен­но неса­мо­сто­я­тель­ное кино. Это оче­ред­ной фильм дол­гой эпо­пеи, а пото­му его содер­жа­тель­ная часть дает режис­се­ру гораз­до мень­ше сво­бо­ды, по срав­не­нию с изоб­ра­зи­тель­ной. Впро­чем, даже в таких узких рам­ках Куа­рон спра­вил­ся недур­но.
Под­на­то­рев­ший в “под­рост­ко­вых вопро­сах”, режис­сер лич­но гото­вил акте­ров к их ролям. Напри­мер, он заста­вил Рэд­к­лиф­фа и Грин­та посмот­реть куль­то­вую моло­деж­ную дра­му фран­цуз­ско­го режис­се­ра Трюф­фо “400 уда­ров”. Одна­жды Куа­рон попро­сил юных акте­ров напи­сать эссе о том, как каж­дый из них пони­ма­ет и объ­яс­ня­ет изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие с его пер­со­на­жем. В резуль­та­те герои филь­ма ста­ли не про­сто сле­до­вать сце­на­рию, но и вести себя на ред­кость логич­но. Внут­рен­няя содер­жа­тель­ность их отно­ше­ний явля­ет­ся хоро­шей сре­дой для досто­вер­ной актер­ской игры.
Одна­ко как ни кру­ти, взрос­лые акте­ры сыг­ра­ли убе­ди­тель­нее детей. Севе­рус Снейп (Алан Рик­ман) при­сут­ство­вал на экране не очень часто, но акку­рат­но при­дер­жи­вал­ся сво­е­го амплуа, (ему еще пред­сто­ит сыг­рать более вну­ши­тель­ную и дра­ма­ти­че­скую роль в 5 части пот­те­ри­а­ны). Про­фес­сор Тре­ло­ни (очень извест­ная бри­тан­ская актри­са Эмма Томп­сон) смог­ла исполь­зо­вать свою корот­кую роль для созда­ния ярко­го, запо­ми­на­ю­ще­го­ся обра­за чуда­ко­ва­той про­ри­ца­тель­ни­цы. Май­кл Гэм­бон — новый Дам­бл­дор — отли­ча­ет­ся от умер­ше­го Ричар­да Хар­ри­са раз­ве что боро­дой (у преж­не­го Дам­бл­до­ра она рос­ла, как ей забла­го­рас­су­дит­ся, а у это­го — пере­вя­за­на посе­ре­дине какой-то вере­воч­кой).
Очень хоро­шо подо­бран на роль и про­фес­сор Люпин (Руперт Гринт). Пона­ча­лу он слег­ка не соче­тал­ся с обра­зом из кни­ги, одна­ко в каж­дой сцене про­яв­ля­лись новые — крат­кие, ску­пые, но выра­зи­тель­ные чер­ты его обли­ка, что в ито­ге сде­ла­ло пер­со­наж даже более досто­вер­ным, чем его книж­ный про­то­тип.
Гар­ри Олд­мэн в сво­ей роли был про­сто иде­а­лен. Лич­но я пред­став­лял себе Сири­у­са куда более “геро­ич­ным” и пуга­ю­щим. Но не попасть под воз­дей­ствие хариз­мы Олд­ма­на было невоз­мож­но. Таин­ствен­ный безу­мец вита­ет в туман­ном сюже­те филь­ма, и когда он появ­ля­ет­ся, ока­зы­ва­ясь на про­вер­ку совер­шен­но нор­маль­ным чело­ве­ком, натер­пев­шим­ся уда­ров от жиз­ни, книж­ный образ Блэка окон­ча­тель­но мерк­нет, усту­пая место экран­но­му.

Про­во­жа­ют по уму…
Разу­ме­ет­ся, “Узник Азка­ба­на”, как худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, явно вто­ри­чен. Доста­точ­но вспом­нить про­ис­хож­де­ние обра­зов, опи­сан­ных в кни­ге Роулинг — почти все они вырос­ли из той же евро­пей­ской мифо­ло­гии, что и “Вла­сте­лин Колец”, и “Дра­ку­ла”, и даже какой-нибудь “Ван Хель­синг”.
Основ­ные про­бле­мы филь­ма, как и ожи­да­лось, лежат в обла­сти соот­вет­ствия его сце­на­рия ори­ги­на­лу. Глав­ной целью экра­ни­за­ции явля­ет­ся созда­ние худо­же­ствен­но­го, а не доку­мен­таль­но­го кино. Извеч­ный вопрос “что резать, что­бы ниче­го не выре­зать” был решен Куа­ро­ном в целом успеш­но. Но, тем не менее, ярые поклон­ни­ки “Гар­ри Пот­те­ра” вполне могут уйти с про­смот­ра недо­воль­ны­ми.
Важ­ная сюжет­ная линия с кар­той маро­де­ров была пока­за­на крайне поверх­ност­но. Зри­тель, не читав­ший кни­гу, не смо­жет понять — что это за вещь, и отку­да она взя­лась? Он дол­жен был знать, кто такие Хвост, Луна­тик, Бро­дя­га и Соха­тый. Осо­знать, поче­му Снейп так нена­ви­дит роди­те­лей Гар­ри и поче­му так отно­сит­ся к нему само­му. В филь­ме на этот счет есть лишь лег­кие наме­ки.
К сожа­ле­нию, глав­ное в содер­жа­нии тре­тьей кни­ги пере­да­но несколь­ко поверх­ност­но. Нам не рас­ска­за­но, что же слу­чи­лось 13 лет назад. Как имен­но полу­чи­лось, что Хвост пре­дал Пот­те­ров и под­ста­вил Блэка. А ведь это важ­ная часть той голо­во­лом­ки, кото­рую зри­тель скла­ды­ва­ет от филь­ма к филь­му — что же на самом деле про­изо­шло меж­ду роди­те­ля­ми Гар­ри Пот­те­ра и Воль­де­мор­том?
В целом, Куа­ро­ну уда­лось замет­но повы­сить план­ку пот­те­ри­а­ны. Отныне это не про­сто вол­шеб­ное сюсю­ка­нье, инте­рес­ное толь­ко дошколь­ни­кам и пре­дан­ным фана­там, и даже не совсем что­бы семей­ный фильм. “Узник Азка­ба­на” — стиль­ная, инте­рес­ная и очень мрач­ная сказ­ка, зама­ни­ва­ю­щая в кино­зал всех тех, кому до насто­я­ще­го вре­ме­ни сага о юном вол­шеб­ни­ке была совер­шен­но чуж­да.
Побы­вав в мире магии, хочет­ся удив­лен­но пока­чать голо­вой и ска­зать созда­те­лям “спа­си­бо”. “Узник Азка­ба­на” был одним из самых глав­ных ожи­да­ний это­го лета, и он оправ­дал наши надеж­ды. Теперь мы наде­ем­ся, что Майк Нью­эл, при­няв­ший эста­фе­ту, смо­жет снять “Гар­ри Пот­тер и Кубок огня”, как мини­мум, на том же уровне.

Опубликовать в twitter.com